Прицел на сотрудничество
— Идея проведения конкурса, где дети смогли бы выполнять не просто учебные задания, придуманные педагогами, а решать самые настоящие, зрела давно. Наконец, в прошлом году нам ее удалось воплотить, – рассказывает руководитель структурного подразделения «Детский технопарк «Кванториум» Александр Муратов. – Мы привлекли предприятия-партнеры, помогли сформулировать им задачи и передали детям. Задания были прописаны детально, к некоторым прилагались видео и чертежи, при этом ребятам оставили место для творчества. То, что получилось на выходе, – только первые шаги к настоящим взрослым проектам. Над ними работали школьники в основном среднего звена, они пока еще не могут конкурировать даже со студентами, но потенциал у них большой, ребята очень сильные.Команды ломали голову над кейсами около недели в непростых условиях – конкурс совпал с окончанием первого учебного полугодия, которое традиционно завершается контрольными и проверочными работами, подготовкой к новогодним праздникам. Тем не менее участникам удалось справиться с поставленными задачами – барнаульцы стали лучшими в двух направлениях, по разработке сервиса по профориентации и модели вакуумной присоски. Последний проект впечатлил авторов кейса, специалистов барнаульской компании «Киберком», они намерены продолжить сотрудничество с ребятами.
В поиске альтернативы
Как поясняет директор по развитию предприятия Артём Кравченко, дав согласие на партнерство в конкурсе, они стремились решить острую кадровую проблему.— Аддитивные технологии являются новой сферой промышленности, поэтому специалистов в этой области очень мало, их еще нигде не готовят, – уточняет Артём Кравченко. – В Москве и Питере есть категории образовательных курсов, в рамках которых учат инноватиков, но у них, как правило, есть только общие теоретические представления, а практики нет. Эти специалисты похожи на аддитивщиков, но все равно имеют несколько другой профиль.
В связи с этим перспективных ребят стараются рассмотреть как можно раньше. Конкурс «Реальный сектор.22» дал такую возможность.
— Участники – ребята с практикой, они уже умеют работать с 3D-принтерами. Лет через пять-шесть они станут специалистами с хорошими базовыми знаниями, которых мы будем рады видеть в рядах наших сотрудников, – продолжает Артём Сергеевич. – Сейчас мы готовы им всячески помогать, например, провести круглый стол или предоставить нашу технику для пробной печати прототипов.
200 обучающихся из восьми регионов России стали участниками конкурса «Реальный сектор.22». В финале вышло 14 проектов – решений технологических кейсов «Сервис по профориентации», «Удаленное управление 3D-принтером», «AR приложение-инструкция» и «Вакуумная присоска для станка».
«Киберком» предложил на конкурс два кейса. При решении первого юным разработчикам предстояло наладить удаленное управление 3D-фермой из 30-50 принтеров с одного рабочего места. Ребята предложили несколько рабочих вариантов, в принципе, жизнеспособных, но не новых. Вторая задачка была гораздо сложнее, потому и решение получилось более оригинальным.
— К нам обратились с проблемой представители алтайского стекольного предприятия. В своем производстве они используют многокоординатный фрезерный станок, где установлено 40 вакуумных присосок. Время от времени они выходят из строя и их приходится менять. Каждая стоит приличных денег, заказать ее можно только из-за рубежа, – раскрывает суть проблемы Артём Кравченко. – В компании заинтересованы в сокращении растрат и экономии времени, которое уходит на доставку заказа, поэтому задались вопросом поиска отечественной альтернативы.
В связи с плотным графиком решением этого непростого, требующего большого количества времени вопроса в «Киберкоме» еще не успели заняться и решили предложить такую задачку ребятам, пусть попробуют.
— Сейчас их разработка готова примерно на 50%, – подводит итог эксперт. – Теперь нужно экспериментировать с материалами, подбирать наиболее удачное сочетание. Потом уже можно будет провести испытания и выяснить, насколько их разработка применима на производстве.
От проекта к прототипу
Конкурс уже завершен, а работа над созданием идеальной присоски продолжается. По словам наставника команды, педагога дополнительного образования «Кванториума.22», старшего преподавателя кафедры информационных технологий АлтГТУ Владимира Падалко, ребята занимаются созданием прототипа непосредственно на занятиях.— Во время хакатона они сделали, на мой взгляд, самое сложное – проанализировали основные принципы формирования функциональной части присоски, добрались до самой сути, – делится педагог. – Во время конкурса я выполнял роль наставника, старался направить их по нужной траектории, указать на наиболее важные вещи, скорректировать по времени. Остальное они делали сами. В частности, решали, как именно будет выглядеть изделие – этого в кейсе не было прописано. Там значились лишь особенности конечного продукта. Например, условия эксплуатации, степень разрежения вакуума, материалы, которые присоска должна фиксировать, и их масса. Все это ребята тоже продумывали самостоятельно, опираясь на знания физики, химии и математики.
Как признаются начинающие разработчики, самая сложная часть работы над кейсом заключалась в моделировании прототипа в специальной программе, где нужно было учесть все конструктивные особенности присоски. А самая интересная – в сборе данных и поиске подходящих материалов.
— В Интернете очень мало информации о такой важной части станка, было интересно искать пути выхода из этой ситуации, – делится капитан команды-победителя The Engineers Вадим Подгорный. – К сожалению, во время конкурса мы не смогли подойти к созданию прототипа, только после новогодних праздников начали над ним работать. Когда завершим эту часть работы, сможем приступить к экспериментам. Если столкнемся с неудачами, будем начинать все заново, пока не придем к итогу, который нам нужен.