В течение недели, с 26 по 30 сентября, на площадке Детского технопарка Алтайского края «Кванториум.22» представители профессорско-преподавательского состава ведущих вузов края, эксперты программы «Будущее Алтая», прочитали лекции для педагогов, научных руководителей школьных исследовательских работ.
За время реализации программы для одаренных школьников и молодёжи сложилась модель взаимодействия вузовских преподавателей и школьных педагогов, в соответствии с этим и была организована работа лектория.
В понедельник, 26 сентября, участниками мероприятия стали наставники авторов исследований по направлениям: история, краеведение, этнография, археология. Аркадий Васильевич Контев, кандидат исторических наук, доцент Алтайского государственного педагогического университета, прочитал лекцию об особенностях организации научно-исследовательской деятельности в школе, отметил необходимость последовательной реализации ряда обязательных шагов на пути к успешному проекту.
Елена Александровна Полякова, доктор исторических наук, кандидат культурологии, профессор Алтайского государственного института культуры, говорила о необходимости сохранения культурного наследия.
О том, как грамотно составить библиографический список, а также о краеведческих ресурсах главной библиотеки региона рассказали специалисты Алтайской краевой универсальной библиотеки имени В. Я. Шишкова.
Во вторник, 27 сентября, были организованы лекции для руководителей исследовательских работ по математике, информатике, экономике. Нина Николаевна Горлова, кандидат технических наук, доцент Алтайского государственного технического университета имени И.И. Ползунова, разъяснила требования, предъявляемые к оформлению исследовательских проектов и презентации.
Алексей Павлович Борисов, кандидат технических наук, доцент, педагог дополнительного образования средней общеобразовательной школы № 1 города Новоалтайска, заострил внимание слушателей на качестве выполнения работ по информатике.
Кандидат физико-математических наук, доцент Алтайского государственного педагогического университета Алексей Владимирович Кислицин говорил об особенностях организации исследовательских работ по математике.
Завершением второго дня лектория стало выступление Алексея Александровича Ушакова, кандидата педагогических наук, доцента Алтайского государственного педагогического университета, представившего слушателям модели роботов, собранных из подручных материалов и запрограммированных с помощью ARDUINO.
28 сентября открыла лекторий для учителей биологии и химии Татьяна Александровна Терехина, доктор биологических наук, профессор Алтайского государственного университета. Татьяна Александровна рассказала аудитории про понятие популяции и ценопопуляции, про базовые спектры онтогенетических состояний и этапы экспедиционных обследований.
С перспективными направлениями исследований школьников старших классов ознакомил педагогов Сергей Васильевич Темерев, доктор химических наук, доцент Алтайского государственного университета.
Анна Сергеевна Кузьмина, кандидат психологических наук, доцент Алтайского государственного университета, выступила с сообщением: «Руководство исследовательскими проектами школьников в медицинской тематике». Анна Сергеевна пояснила аудитории основные направления исследований в области медицины, привела критерии, по которым определяется комплексная совокупность свойств и характеристик исследования.
С методическими подходами к подготовке учащихся к исследовательской работе по эколого-географическому направлению присутствующих ознакомила Ларина Валерьевна Швецова, кандидат географических наук, доцент Алтайского государственного университета.
29 сентября лекции экспертов программы были адресованы учителям русского языка и литературы, а также руководителям исследований по направлениям социология и психология.
Мария Ивановна Черепанова, доктор социологических наук, профессор Алтайского государственного университета, рассказала о психологических особенностях «поколения Z», дала рекомендации по организации взаимодействия с юными авторами и поделилась секретами ораторского мастерства для успешной презентации работы.
Директор Детского технопарка Алтайского края «Кванториум.22», кандидат филологических наук Сергей Анатольевич Мансков предложил педагогам художественные произведения, на основе анализа которых может получиться неплохое исследование.
Завершила педагогические чтения кандидат социологических наук, доцент Алтайского государственного университета Омельченко Дарья Алексеевна с темой «Социологические исследования в образовательной среде школы: ключевые компоненты программы, возможности и «подводные камни». Дарья Алексеевна акцентировала внимание слушателей на обосновании актуальности и поделилась общими рекомендациями по выбору стратегии социологического исследования.
30 сентября физиков и техников приветствовал Юрий Геннадьевич Скурыдин, кандидат технических наук, доцент Алтайского государственного университета. Эксперт краевой программы «Будущее Алтая» озвучил основные критерии экспертной оценки конкурсных работ, проинформировал слушателей о типичных ошибках школьников. Как несомненное достоинство исследований Юрий Геннадьевич отметил междисциплинарные связи.
Далее Виктор Яковлевич Федянин, доктор технических наук, профессор Алтайского государственного технического университета имени И.И. Ползунова рассказал слушателям о таких научных понятиях как «энергия», «теплота», «мощность», обсудил со слушателями проблему качества энергии.
Равиль Муратович Утемесов, кандидат технических наук, доцент Алтайского государственного университета, заинтересовал педагогов лекцией «Физика в биологии и медицине», привел примеры исследовательских работ школьников, выполненных на базе лаборатории вуза.
Кандидат технических наук, доцент Алтайского государственного аграрного университета Роман Александрович Куницын рассказал о взаимодействии высших учебных заведений и образовательных организаций основного и дополнительного образования с целью развития технических компетенций у обучающихся, об опыте участия студентов в мероприятиях программы «Будущее Алтая».
Ежедневно во второй части лектория педагоги из образовательных учреждений края представляли коллегам успешный опыт организации научно-исследовательской работы со школьниками и молодежью.
С интересом были восприняты сообщения Масляевой Е.Н., учителя истории и обществознания Налобихинской школы имени А. И. Скурлатова (Косихинский район); Копыловой С.А., заместителя директора по учебной работе Алтайской общеобразовательной школы № 2 (г. Барнаул); Поповой М.В., учителя начальных классов Ребрихинской школы; Богдановой О.Н., учителя математики Овечкинской школы, филиала МКОУ «Гоноховская СОШ Завьяловского района»; Куличенко С.В., учителя математики школы №19 города Новоалтайска; Черкасовой А.В., учителя биологии Кулундинской школы № 1; Елсуковой И.Ю., учителя химии и биологии Косихинской школы им. А.М. Топорова; Кудиновой И.Н., учителя географии Алтайская школы № 5; Гольцевой Н.И., преподавателя психологии Алтайского промышленно-экономического колледжа; Данзановой Р.В, учителя английского языка средней школы № 25 г. Бийска; Панкратовой С.В., учителя биологии школы № 55 города Барнаула; Тишина В.В., педагога Детского технопарка Алтайского края «Кванториум.22».
По мнению участников очного и дистанционного формата мероприятия, лекторий стал площадкой для профессионального общения и обмена опытом. Всего лекции преподавателей вузов и опыт коллег прослушали более 300 педагогических работников из 61 образовательного учреждения 8 городов (Барнаул, Белокуриха, Бийск, Заринск, Камень-на-Оби, Новоалтайск, Рубцовск, Славгород) и 20 районов (Алейский, Алтайский, Бийский, Благовещенский, Егорьевский, Завьяловский, Зональный, Косихинский, Кулундинский, Локтевский, Михайловский, Новичихинский, Павловский, Панкрушихинский, Петропавловский, Ребрихинский, Троицкий, Тюменцевский, Целинный, Шипуновский) районов края.
Педагоги выразили благодарность методистам краевой программы «Будущее Алтая» за организацию лектория и методическое сопровождение участия школьников края в федеральных конкурсах: «Было очень интересно! Полученные знания пригодятся мне для подготовки к участию в конкурсе студента», – Киселев В.В., преподаватель КГБПОУ «Тальменский технологический техникум».
«Спасибо за содержательные, практикоориентированные выступления и хорошую организацию мероприятия», – Богданова О.Н., Овечкинская СОШ, филиал МБОУ «Гоноховская СОШ Завьяловского района.
Информация, полученная участниками лектория, поможет им организовать в образовательных учреждениях созидательную творческую работу со школьниками и молодежью.
Все педагоги получили свидетельство участника, а самые активные – благодарственное письмо от организаторов.
Мероприятие освещали корреспонденты телеканала Катунь 24.